Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Трасса Алсиб (Аляска-Сибирь)

В сентябре-октябре 1941 года в Москве проходила конференция только складывающейся антигитлеровской коалиции (СССР, США и Англии). На ней было решено поставлять в СССР по ленд-лизу по 400 боевых самолетов в месяц, начиная с 1 октября этого же года. Однако до конца года было доставлено всего 204 самолета, в основном, через Мурманск. Потребовался надёжный воздушный мост, недосягаемый для противника. Так родилась «Сталинская трасса» Аляска-Сибирь, или, сокращённо, Алсиб.

Председатель Государственного Комитета Обороны И. В. Сталин утвердил авиатрассу, предложенную знаменитым полярным лётчиком И. Мазуруком: с Аляски до Красноярска через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы, Якутии и Сибири.

9 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве воздушной трассы от города Красноярска Красноярского края до посёлка Уэлькаль на берегу Чукотки (ВТКУ).  ГКО обязал Аэрофлот и местные хозяйственные организации Восточной Сибири в кратчайший срок обеспечить строительство авиалинии.

Общая протяжённость трассы от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6450 км, из них по территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 км. На маршруте перегонщиков, поджидали часто очень сложные погодные условия: зимой – морозы, низкая облачность, угроза обледенения, снегопады; летом – туманы, дым лесных пожаров, дожди, отклоняясь от курса, приходилось обходить грозовые фронты. В трескучие сибирские морозы особенно доставалось лётчикам-истребителям, перегонявшим истребители П-39 «Аэрокобра». В тесной холодной кабине, при многочасовом полёте было очень трудно согреться, несмотря на тёплую лётную экипировку. Советским и американским лётчикам приходилось работать в условиях, когда мороз достигал 60 градусов. В тяжелейших условиях трудился технический состав.

При полёте над Верхоянским хребтом, одним из наиболее сложных участков перегонки, в случае отказа мотора лётчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор уже не могла никакая экспедиция.

С февраля 1943 года Алсиб стал проходить над Уралом. Воздушная трасса от Фэрбенкса (Аляска) до Москвы через Уэлькаль, Якутск, Красноярск, Свердловск, Казань.

Согласно отчёту перегоночной авиадивизии по трассе Алсиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов:

  • бомбардировщиков: B-25 — 729 единиц, А-20 — 1355 единиц;
  • истребителей: P-40 — 47 единиц, P-39 — 2616 единиц, P-63 — 2396 единиц, P-47 — 3 единицы;
  • транспортных самолетов С-47 — 707 единиц, С-46 — 1 единица;
  • учебно-тренировочных самолетов T-6 — 54 единицы.

По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, почту, а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и многое другое.

По Алсибу перемещались дипломаты и военные специалисты, в том числе послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы и вице-президент США Генри Уоллес.

За время существования, с октября 1942 по октябрь 1945 годов, по авиатрассе было перевезено 128 371 пассажир (из них 17 322 платно), 18 753 тонны грузов (в том числе 9 125 тонн платно) и 319 тонн почты.